пятница, 15 февраля 2013 г.

ситуация на рынке грузоперевозок ярославской области

Рынок грузоперевозок в Свердловской области на сегодняшний день оказался одним из наиболее динамичных, и именно здесь наблюдаются самые большие изменения, связанные с продолжающейся реформой РЖД. Как прошел год для транспортников, что побудило производителей товаров выбрать вместо железной дороги автомобильные перевозки и почему транспортная инфраструктура необходима для развития всех отраслей экономики, в эксклюзивном интервью « » рассказал председатель правления Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, генеральный директор ГК «ТРАНССИБУРАЛ» Сергей Мазуркевич.До конца года осталось чуть больше месяца, и уже можно говорить о предварительных итогах. Каким он оказался для ГК «ТРАНССИБУРАЛ» и для рынка грузоперевозок в целом?Год на самом деле был очень положительным, несмотря на многочисленные нюансы, которые возникали вокруг нашей компании и вообще в сфере перевозок. Но в целом он оказался переломным. Главное сегодня мы можем подвести итоги, пусть не окончательные, по реформе РЖД и по структуре всех перевозок в целом, констатируя переход определенных видов грузов на автотранспорт и смену всей логистики в целом. Рынок «встряхнуло». Если брать начало года, то тогда был определенный дефицит подвижного состава на железнодорожном направлении, была непонятна структура автоперевозок в свете реформы она тоже кардинально поменялась. Много изменилось и в тарифной политике.Первые итоги это появление достаточно большого, около 20 %, профицита подвижного состава. Во-первых, это связано с тем, что работают вагоностроительные заводы, во-вторых, определенному количеству вагонов, выставленному на аукционы, продлили срок службы это около 50 тысяч вагонов, которые были куплены частными компаниями. Это ветхий парк, которому теперь продлили на 8 лет срок эксплуатации. И сам подход к вагонному парку после его перехода в частную собственность изменился. Теперь идет более щадящая эксплуатация, изменился подход к организации и периодичности ремонтов. Соответственно и срок службы вагонов теперь растет.Поменялся и рынок грузов. Наблюдается определенный спад, причем не только строительных грузов, но и металлолома, металлопроката, лесных грузов. Все это дало определенный профицит официально на сегодня он составляет около 70 тысяч полувагонов. Неофициально, понимая, что происходит на рынке, я предполагаю, что это 150 200 тысяч. Это включая тот парк, который сейчас движется где-то хаотично, где-то нерационально, но двигается. Если выстроить логистику и использовать вагоны оптимально профицит составит 200 тысяч полувагонов, не выстраивая около 100 тысяч. Цель достигнута вагоны есть у всех. К чему это приведет не очень понятно. Но цены уже упали примерно на 30 %, и началась реальная борьба за клиента. Если в январе аренда вагона за сутки стоила около 1,5 тысячи рублей, то на сегодня предлагают 1 тысячу рублей.В сфере железнодорожных перевозок, помимо нехватки вагонов, была проблема с кольцевыми маршрутами, и возникали споры об их необходимости. Какая сейчас ситуация?Да, мы сейчас опять вернулись к этому вопросу. Мы говорим о том, что надо выстраивать логистику, оптимизировать перевозочный процесс, и все больше сторонников того, что без дорожно-кольцевых маршрутов мы усугубляем проблемы пропускного процесса. Этот вопрос поднимался на советах и совещаниях всех уровней. Те грузы, которые по структуре предполагается возить такими маршрутами, их не надо искусственно дробить и усложнять перевозочный процесс. В свете имеющегося профицита остро эта проблема не стоит, но есть другие вопросы. Например, мы видим, что определенные рынки, исторически бывшие «нашими», свердловскими, мы теряем. Активизировался Новосибирск, и те же строительные грузы он поставляет баржами по рекам на те рынки, которые были за Свердловской областью, это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Да, перевозки по реке это сезонная работа, но там и строительство ведь тоже только сезонное и идет как раз тогда, когда есть навигация.Почему потребители переключились на поставщиков по реке? По одной причине это стабильность. Пока мы здесь разбирались и спорили, надо ли сохранять проект, потребители свой взор обратили в ту сторону, где это все стабильно и понятно. В 2010 году, когда дорожно-кольцевые маршруты работали в полную мощность, Новосибирская область поставляла до 1,5 млн тонн. В этом году 7 млн тонн. Понимаем, что это наш рынок, но мы его теряем всем нужна стабильность. Если проект дорожно-кольцевых маршрутов будет закреплен, одобрен и согласован, и потребитель поймет, что это надежно, стабильно и есть круглый год, то какую-то часть мы, может, и сможем отбить, или хотя бы остановить ту потерю рынка, которая происходит. Соответственно, говорить о северном завозе в этом году вообще неуместно. Многие не понимают, что это целый процесс, где должны участвовать все производитель, перевозчик, потребитель и хабы, которые у нас имеются.Если подытожить ситуацию с железнодорожным транспортом, то видим, что нас ждут большие перемены, передел рынка. На сегодня насчитывается 2 тысячи собственников. Я не скажу, что через год-два их останется всего десять, как многие предсказывают, но, на мой взгляд, их станет меньше примерно на 50 %, и пройдет сильный передел. Те компании, которые формировали подвижной состав на фоне дефицита, не развивая логистику, клиентскую базу и диспетчерско-коммерческий блок те сойдут с дистанции. Такие компании, как наша, имеют определенные перспективы развития.Дополнительно изменилась сама структура перевозок. Достаточно много производителей переориентировались с учетом имевшегося дефицита вагонов на автотранспорт, который по определенным направлениям дешевле. Это касается металлопроката, отчасти лесной продукции и товаров народного потребления. Если мы посмотрим на трассы они полностью забиты, и если так пойдет, то в ближайшей перспективе мы столкнемся с проблемой, что по дорогам проехать невозможно. Все начнет замедляться, и увеличится цена.А как в целом по автоперевозкам развивалась ситуация в 2012 году?У автоперевозок есть несколько преимуществ по сравнению с железной дорогой. Это скорость, цена, стабильность, понимание сроков погрузки, понимание сроков доставки. Минусы это грузоподъемность, по тяжеловесным грузам они проигрывают. Хотя мы смотрим, что на расстояниях до 300 километров автотранспорт с учетом всех норм и ограничений все равно имеет преимущества даже по тяжеловесным грузам. Автотранспорт более стабилен он 20 лет в рынке.Вы неоднократно обращали внимание на проблему нехватки кадров для автоперевозок, меняется ли сейчас ситуация к лучшему?В этом году по итогам мы выходим за 200 единиц рефрижераторного подвижного состава, и что касается кадрового обеспечения то эта проблема очень остро стоит не только перед нами, но вообще перед всеми участниками рынка. С увеличением объема перевозок и подвижного состава кадров больше не становится, соответственно имеется дефицит. От этого страдает и в целом развитие направления, и сервис. На сегодняшний день мы вынуждены брать даже водителей, не в должной степени подготовленных к работе на дальнемагистральных линиях. Каждый решает эту проблему в той или иной степени самостоятельно.Мы неоднократно поднимали вопрос о создании в регионе автошколы для подготовки водителей категории Е, что важно для развития всего бизнеса, без логистики нет развития ни в одной отрасли. Для примера: сейчас достаточно много видим машин из Казахстана, Белоруссии, Прибалтики хотя если взять ситуацию три года назад, или докризисный период, их было мало очень редко транспорт из прибалтийских стран, из стран бывшего Варшавского договора доезжал досюда. Они, как правило, доходили до Москвы, разгружались и уходили обратно в Европу. Сейчас они спокойно зашли вглубь страны до Екатеринбурга, и даже до Новосибирска, и они увозят наши деньги.Все говорят, что нужно что-то делать, нужна подготовка. Но на сегодняшний день каждый решает проблему сам. Мы организовали подготовительный класс у себя на автобазе, где уже есть определенные результаты по подготовке водителей. За два-три месяца проводится стажиров

Экспертный комментарий

Сергей Мазуркевич, генеральный директор ГК «ТРАНССИБУРАЛ», председатель правления Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области

: На железнодорожных перевозках грядет передел рынка

Пресс-центр | Интервью

На железнодорожных перевозках грядет передел рынка | Экспертный канал УралПолит.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий